Пример 1

Вещество. Энергия. Информация

Задание: прочитайте статью,  в комментариях приведите свой пример.

Окружающий нас мир бесконечно разнообразен. С древности человек пытается понять и подчинить себе этот мир. С зарождения науки и до наших дней основным методом познания мира было моделирование.
Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, «каменный век» - это эпоха технологии обработки камня для получения орудий труда, «бронзовый век» - эпоха овладения технологией обработки металла. Одним из первых абстрактных, обобщенных понятий науки стало понятие вещество. Вся деятельность человека вплоть до 16 века была направлена на изучение вещества, познания его свойств для изготовления орудий труда, вплоть до механизмов и машин. В разнообразии материальных объектов ученые пытались увидеть общее, отыскать «первоматерию», атомы вещества. Эта идея развивалась от философии Древней Греции (Демокрит, Эпикур, Лукреций) до современной квантовой теории вещества. После разгадки природы вещества, его структуры, казалось, что все в мире можно объяснить, описав его как совокупность взаимодействующих материальных частиц. Вещество – это все, что нас окружает (вода, земля, воздух, горы, деревья …), это то, из чего мы делаем различные предметы, это мы сами.
Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие энергия. Его появление было связано с развитием техники, созданием двигателей, технических преобразователей энергии. Наука стала активно использовать «энергетический язык» в описании природы. Физические, химические, биологические процессы стали рассматриваться с позиции передачи и преобразования энергии. Сто лет назад Эйнштейн открыл взаимное превращение массы и энергии (Е = mc2) казалось, окончательно закрепила всеобщность энергетического подхода. Энергия – это то, что приводит наш мир в движение.
Желая исследовать все более сложные объекты в технике, биологии, обществе, наука встала перед фактом невозможности детального описания их поведения на языке материально-энергетических моделей. В середине XX века появляется и развивается новая научная дисциплина — кибернетика. Ее основатель (1948 г.) — американский математик Норберт Винер (Norbert Wiener). Термин «кибернетика» на греческом языке означает «искусство управления». Н.Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине. Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т. е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами.
Кибернетика породила новый взгляд на природу. Вещество-энергия-информация — это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир. В 60-70-е годы XX века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина.
Мир стоит на трех китах: вещество, энергия и информация. Из вещества он слагается, энергией движется, информацией направляется.
Примеры:
•            Что необходимо для строительства дома? Для этого нам нужны различные строительные материалы (вещество) + энергия машин и людей (энергия) + чертежи, и знания, и опыт строителей (информация).
•          Что требуется, чтобы из желудя вырос дуб? Желудь, земля вода (вещество) + солнечный свет и тепло земли (энергия) + генетическая информация ДНК клеток желудя (информация).

8 комментариев:

  1. Что необходимо для изготовления женского платья? Для этого нам нужны различные текстильные материалы (вещество)+энергия, затраченная оборудованием и человеком+знания контрукторской и технологической документации на изготовление изделия

    ОтветитьУдалить
  2. Что нужно, чтобы вылечить человека? Больной Человек-пациент(вещество)+ лекарство(Энергия)+ знания врача(информация)

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая, Елена. Почему вы считаете, что человек-пациент является веществом, а лекарство энергией???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В смысле: лекарство - это вещество, а человек - энергия?

      Удалить
  4. Что необходимо для приготовления каши? Крупа, молоко (вещество) + огонь (энергия) + рецепт (знания)

    ОтветитьУдалить
  5. Приготовление супа. Вещество - это ингредиенты, из которых он состоит; питательные вещества этого супа дают энергию. Несет информацию о насыщении организма, о вкусе, о запахе, температуре.

    ОтветитьУдалить
  6. Что необходимо для изучения языка? Обучающийся + учебно-методическое обеспечение + педагог (учебник-самоучитель)+ интерес

    ОтветитьУдалить
  7. Как создать стиральный порошок?

    ОтветитьУдалить